Несерьезная, «нецарственная» внешность Павла I выступила камнем преткновения в продолжении традиции, заложенной еще Петром Великим – изображении портрета государя на русских монетах. Благодаря уговорам, просьбам и мастерству гравера, приближенным все же удалось убедить императора Павла в принятии решения о чеканке российских монет с портретом его персоны. Гравер убрал курносость государя, нарядил его в военный мундир с Андреевской лентой и орденом святой Анны. Была выпущена пробная монета достоинством в 1 рубль, правда пробной она и осталась, так и не попав в обращение. После многих преобразований портрет государя исчез с монет, а на его месте был помещен картуш с изречением из Библии: «Не намъ, не намъ, а имяни Твоему».
Государственная монета чеканилась без портрета царя целых три поколения. Вошедший на престол Александр I тоже критически относился к своей внешности и всенародно объявил, что при нем все будет также как и при батюшке его. Коснулось это заявление в основном монетного дела. На коронационные и наградные медали портрет государя все же помещали, хотя уговорить его получалось с трудом, а о золотых и серебряных российских монетах речь вообще не шла.
Однако по факту лик государя Александра I все же появился на монетах, правда, на русско-польских. Так самодержец надеялся укрепить связь русских с поляками. Портрет царя был значительно «приукрашен» римским профилем, и эти монеты чеканились все 15 лет только на монетном дворе Варшавы.
После скандала с «константиновским» рублем император Николай I даже не хотел слышать о нанесении его портрета на государственные российские монеты. Технический отдел Экспедиции Заготовления Государственных бумаг возглавлял тогда Яков Рейхель, и после всяческих попыток пробных рублей с его портретом государя он все же нашел подход к императору - преподнес ему монету с портретом всей царской семьи. Николай I возмутился по поводу деталей и несхожести портрета его супруги с оригиналом, однако, саму идею одобрил. Изготовлением штемпелей занимался опытный и искусный гравер Павел Уткин. Номинал монеты составлял 1,5 рубля, императору было разъяснено, что это нововведение на западный манер и данная монета чеканится не для обращения, она должна быть подарочной. Пробные и бракованные оттиски Николай I велел переплавить, а новые утвержденные штемпели закалить и отчеканить сотню первых «семейных» монет. Первые пятьдесят из них отдали царю, а следующие 50 экземпляров министру финансов Канкрину. Эти серебряные полуторарублевики периодически чеканились в течение 12 лет и перестали лишь по причине износа штемпелей.
В коллекции Эрмитажа и Смитсоновского института хранятся золотые экземпляры «семейных» монет. Они предназначались только для детей государя, и ходят слухи, что еще один золотой «семейный портрет» Николая I и сегодня кочует по нумизматическим коллекциям. Правда это или нет, но любой нумизмат мечтает иметь в своем каталоге монет этот редкий экземпляр, и в случае появления его на монетном аукционе есть вероятность, что стоимость его взлетит до рекордной отметки. Главное не попасть на мошенников.