Падение Римской империи повлекло за собой упадок монетного дела во всей Европе. Теперь знатью мира считались вестготы и остготы, а также вандалы и лангобарды, которые все еще пользовались старой римской монетой и при ее нехватке выпускали нечто подобное ей, но весьма отличающиеся.
Король Теодорих – правитель остготов, основавший свое государство на руинах римских городов, выпускал монету с изображением императора Византии, на реверсе этой старинной монеты видна монограмма самого Теодориха. А монеты остготского короля Аталариха несут портрет в короне его самого, на обороте монеты выгравирован крест, монограмма короля и буквы «DN», обозначающие латинскую фразу Dominus Noster – «Наш Господин».
После того как в VI в. королем Хлодвигом из династии Меровингов было принято христианство, его символы стали чеканиться и на монетах. За счет религии, ее насаждения народу король планировал укрепить свою власть. На этих старинных монетах чеканились не только монограммы, портреты королей и христианские эмблемы – мастера монетного дела оставляли на них свои знаки. В то время монетный мастер имел высокое положение, некоторых мастеров после смерти могли даже причислить к лику святых. Так монетный мастер Элуа, служивший при дворе короля Хлотаря Второго казначеем был назван святым.
В период правления династии Меровингов главными денежными знаками долгое время оставались денарий и солид. В некоторые годы эти монеты выпускались из серебра, тогда при торговле уточнялось, что нужен именно серебряный, а не золотой солид или денарий. Исключительно серебряные монеты в обращении стали использоваться при последнем короле Меровингов – Карле Великом.
Золото во времена Меровингов ценилось куда больше серебра, поэтому на протяжении долгих столетий именно золотые монеты были основой денежной системы.