Магазин
Последние статьи

Все статьи

Куфические монеты

После зарождения ислама в VII в. арабский народ путем завоеваний создал унитарное государство – Арабский Халифат.

Оно распространялось на территории Аравийского полуострова, Ирака, Ирана, Закавказья, Средней Азии, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки и почти всего Пиренейского полуострова. Беря истоки с мусульманской общины умма, созданной пророком Исламской религии Мухаммадом это государство расширилось до невероятных размеров. Это повлекло за собой потребность чеканки собственных монет.

Изначально было принято решение использовать монеты Византии и Ирана. Их было отпечатано огромное множество, в годы правления Хосрова Второго работало более ста монетных дворов. Они чеканили Сасанидские и арабо-византийские монеты, которые пришлось уравнять в виду их неравноценности до образования Халифата. Это упрощало расчет такими монетами.

Путем преобразований на арабо-византийских монетах вместо императора Византии появился портрет главного халифа с мечом, как символом силы в руках. На арабо-сасанидских монетах теперь помещались различные легенды на арабском.

Халиф Абд ал-Малик из первой династии Омейадов в 695 году провел денежную реформу, результатом которой стала чеканка новой монеты. Она и послужила образцом для всех последующих выпусков монет Халифата и оставалась ним еще несколько веков.

Монеты Арабского Халифата, выпускавшиеся до 12 ст., в нумизматике называют куфическими, в честь нового города Куфи, построенного при становлении этого государства. А стиль, в котором выполнены надписи на монетах этого периода – куфическим.

Этот стиль был неповторим и гармоничен, его эстетическая угловатость придавала надписям некую выразительность и самобытность. Изображения на этих монетах отсутствовали, - только надписи и орнаменты. Названия монет перекочевали из Сасанидского Ирана: золотые называли динарами, серебряные – дирхемами, а медные – фельсами.

С X века куфические надписи на монетах видоизменились – в них появилась плавность, прямые линии стали похожи на завитки, углы сгладились, появились некие ответвления, как у побегов. Поэтому их стали называть «процветающими куфи». Позднее был разработан ряд легенд для монет. На аверсе монеты помещались фразы из Корана, о том, что другого бога кроме аллаха нет – изречение исламской веры. На реверсе монеты значилось, что Мухаммед посланник Аллаха на земле, а ниже чеканили имя правителя области. По окружности также была отчеканена легенда, в которой был указан год чеканки, место выпуска и название монеты.

Дата на монетах ставилась по исламскому летоисчислению, которое начинается с момента бегства пророка Мухаммеда с его учениками в Медину из Мекки. Это случилось в 622 г., но так как год у мусульман лунный, то истинную дату чеканки монет считают с прибавлением одного года к каждым 33 годам в хиджре.

Уже в VIII ст. куфические монеты с востока начинают просачиваться на территорию Восточной Европы. Первыми пришли дирхемы с монетных дворов аббасидского халифата и присоединенных к нему регионов. Наиболее многочисленными были клады, найденные на западной и северо-западной территории России и на ее юге. Монетные дворы, расположенные на всей территории Средней Азии: в Ташкенте, Самарканде, Бухаре бесперебойно чеканили дирхемы, которые незамедлительно отправлялись на север. Такие крупные потоки арабских монет объясняются только необходимостью разменной монеты в транзитной торговле со странами Скандинавии.

С начало XI ст. поток дирхем в восточную Европу значительно ослабевает, по причине «серебряного кризиса» в мусульманских странах. Запасы серебра в серебряно-свинцовых рудниках истощились, и весь Арабский Халифат стал останавливать чеканку серебряных монет. В связи с этим на Руси наступил «безмонетный период».


Возврат к списку

Разработка интернет-аукциона и поддержка сайта  —  Иннова-Медиа  
Информация
Ожидающиеся
поступления




Партнеры

Клубъ