После того как в начале XIX века в Сибири и на Урале были найдены золотые россыпи, правительство долго не могло определиться с целесообразностью его добычи и выгодой для казны, и только с 1842 года в России было разрешено добывать золото неправительственным организациям.
В 19 веке (1809-1817 гг.) приостановилась чеканка российских монет из золота, и, возобновившись, регулярно чеканился только полуимпериал. Он имел государственный герб на лицевой стороне монеты и обозначение номинала на оборотной. Таких экземпляров было выпущено тысячу штук и на каждом было указано происхождение золота – «из россыпей колыванских». Эти золотые монеты являются символом того времени, можно сказать, памятником.
Еще одна старинная монета из золота – русско-польский трехрублевик, чеканилась с 1834 года на варшавском и петербургском монетных дворах. Выпускалась эта монета достоинством в 20 злотых до 1841 года. А с 1869 выпуск этих российских монет возобновили, уже с надписью только на русском языке.
Большие запасы золота, найденные на севере России в первой четверти XIX в., постоянно собирали вокруг себя споры главных лиц российского государства. Мнение правительства все время менялось: изначально золото было решено не трогать, оставив его в недрах земли для потомков, но уже очень скоро оно постановило сделать иначе.
А именно, 28 мая 1812 г. вышел указ «O предоставлении права всем Российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды» с дальнейшей его продажей и платой налога в государственную казну. Этот закон ликвидировал монополистические позиции казны на золотодобычу. Но на деле по 1826 год золото добывали только казна и горные заводы.
С 1826-го по 1828-й год такое разрешение на добычу драгоценных металлов на землях южного Урала, не являвшихся собственностью горнозаводчиков, получили представители русского купечества: Рязанцев, Рязанов, Черепанов, Попов, Кузнецов, Баландин и несколько других купцов.
Если золото было обнаружено на землях тептяр, казачьих землях и башкирских, то данным законом было обеспечено право это золото из недр поднять. Но в реальности, разрешение на золотодобычу в этих краях давали только после подробного рассмотрения правительством и в каждом случае отдельно.
Так, в первых рядах золотодобытчиков заявка на использование земель была оформлена Аполлоном Жемчужниковым - генералом-лейтенантом. В 1830 году территорию тептярских земель сначала обследовали представители поисковой партии, и нашли месторождения золота недалеко от устья реки Шартымка в 1832 году.
В эти годы в Башкирии была сформирована первая компания золотопромышленников, при участии Жемчужникова, генерал-майора Глазенапа, а также купцов Деревянина, Спеляха и Энгельгарда. Ними были основаны два первых прииска: «Благородный» (д. Мансурово) и «Успенский» (озеро Ургун).
В 1837 году компания Гусятниковых занялась разработкой третьего прииска - «Султанского» на территории современного города Баймак.
В это же время со старшинами Башкирии заключается договор компанией Жуковского и в башкирских землях разворачивается золотодобыча – на реке Уй начинают свою работу известные Балбукские прииски Каратабыно-Баратабынской компании.
В ноябре 1842 года, 25 числа окончательно сформировалось мнение высочайшего совета по поводу добычи драгоценных металлов. Совет разрешил заниматься добычей золота всем, кто имел право на этот вид деятельности согласно положению, принятому 30 апреля в 1838 году. В основном на разработку брались только богатые земли, где среднее содержание песков составляло не менее 4-6 грамм на кубический метр.
Таким образом, Учалинский район в XIX веке в среднем добывал золота до 400 кг в год, а за десятилетие с 1875 по 1885 добыча золота ежегодно осуществлялась на 800 кг. В итоге, золото Башкирии составляло львиную долю от всего золотого запаса, добываемого в России.