В 1797 году со всех монет России исчезли счетные знаки, и номинал обозначался теперь с помощью цифири. Нововведения вошедшего на престол Павла I должны были перевести производство русских монет на новый уровень, когда мелкие медные и серебряные монеты носили бы номинал, указанный цифирью.
На обращение серебреных монет новое обозначение их достоинства повлияло, действительно, благотворно. Серебренные российские монеты чеканились именно по этому образцу, начиная с 1797 года. А вот медные разменные монеты без счетных знаков не оправдали таких мер и плохо «приживались» среди бедного населении России.
В подтверждение этого может выступить тот факт, что Александр I после своего воцарения возобновил чеканку медных монет достоинством 5 копеек, 2 копейки и копейка с использованием счетных знаков для обозначения их номинала. С 1802 по 1810 год такими знаками выступали окантованные точки, расположенные на пятилинейном круговом ободке.
После 1810 года счетные знаки на русских монетах уже не указывались. Не смотря на то, что пробные медные монеты 1916 года имеют в дизайне две группы розеток, количество которых в каждой из них равно числу копеек в монете, это элементы декоративного характера.
Новые цифровые номиналы медных монет «1 Деньга» и «1 Полушка» являлись по сути формальными и впоследствии просто были упразднены. Но цифровое выражение таких номиналов, определенных как фракции копейки – Уг и Ул копейки, воспринималось с затруднениями.
Первые монеты в России с подобными обозначениями номинала были выпущены в 1839 году. Но уже через 10 лет, в 1849-м, в оборот вернулись привычные всем денежка (деньга) и полушка. Окончательный переход на фракции копейки осуществился лишь в 1867 году.
Цифровое обозначение номинала золотых и серебряных монет России появлялось по мере изменения их внешнего вида, и этот процесс происходил в разные периоды.
Первая монета достоинством 25 копеек (ранее полуполтинник) появилась в 1827 году, а 50 копеек, бывший полтинник, в 1886-м. Номинал на золотых монетах был переведен на цифирь в 1832 году, после того как в общем оформлении золотых и серебреных монет изменился вид гербового орла.
Выходит, что жители России могли легко читать словесные обозначения номиналов русских монет, но никак не справлялись с прочтением цифири. Но это парадоксальное умозаключение объясняется тем, что гражданский алфавит, введенный указом Петра I, был во многом похож на церковно-славянский. В то время как цифирь и буквица были абсолютно не подобны друг другу.